Скандал в газете "Алтайдын Чолмоны" принял обороты, подразумевающие фразеологизм "разговор слепого с глухим". Нет диалога не только между сотрудниками редакции и редактором, но и между редакцией и учредителями... Необходимы посредники, которые по принципу равноправия сторон смогли бы выработать "дорожную карту" по их примирению, ради сохранения и развития единственной национальной газеты республиканского масштаба. Все стоят на своем: редакция от учредителей требует отставки главного редактора; главный редактор считает, что коллектив составляют пьяницы, лентяи, националисты, не желающие идти в ногу со временем; один из учредителей газеты – республиканское правительство стало на сторону редактора, мотивируя свои доводы тем, что нынешний главный редактор издания – эффективный менеджер, закрывший кредидорскую задолжность; второй учредитель – республиканский парламент раздвоился: часть депутатов разводят руками: у депутатов, мол, нет полномочий вмешиваться в дела газеты; а часть депутатов намерены вникать в сложившуюся ситуацию, и как-то разруливать, то есть разрешить конфликт…

Любому из вышеизложенных субъектов чтобы выйти из конфликта без репутационной издержки надо искать точку соприкосновения... На мой взгляд, такая точка соприкосновения – это читатели газеты, с их конституционными правами "на получение информации общественно значимых сведений и на свободу мысли и слова через открытое обсуждение в газете общественно значимых проблем жизни республики и ее жителей" (цитата из Устава автономного учреждения Республики Алтай "Редакция газеты "Алтайдын Чолмоны"). В пылу конфликта учредители газеты о своих читателях вообще забыли: читатели не субъект и не объект в разрешении противостояния между редакцией и редактором. Почему-то никто из учредителей, ни коллектив редакции, ни правительство, ни парламент не интерсуются вопросом: почему такой малый тираж у республиканской газеты, почему они не подписывают газету, почему людям не интересна газета, почему у редакции нет обратной связи с читателями, почему мало гонорара и нет командировок?..

Чтобы получить ответы на вышеизложенные вопросы, наверное, следует провести независимый социологический опрос среди читателей газеты?

Во-вторых, наверное, следует инспирировать проверку в газете на предмет нарушения финансово-хозяйственной деятельности и трудовых прав, например, контрольно-счетной палатой и республиканской трудовой инспекцией.

В-третьих, наверное, следует изучить и сравнить опыт нахождения "Алтайдын Чолмоны" в ранге бюджетной и автономной организации? С середины 2016 года газета является автономным учреждением, а до этого в течении 94 лет была бюджетным учреждением.

В-четвертых, некоторые учредители газеты фэйкуют, что в республике не хватает журналистов, пишущих на алтайском языке. На самом деле, это не так, нас не много, но мы есть. Мы – это журналисты, работавшие в "Алтайдын Чолмоны" в конце XX и в начале XXI веков и по каким-то причинам уволившиеся из нее. Про остальных не знаю, но я лично дважды (в 2016 и 2020 годах) намеревался устроиться на работу в "Чолмоны"...

В-пятых, если республиканское правительство так ценит главного редактора газеты, наверное, следует ее трудоустроить туда, где бы она чувствовала себя креативно.

В-шестых, наверное, учредителям газеты следует убавить аппетит в нарашивании государственного задания в пользу читателей, чтобы они на страницах газеты "открыто обсуждали различные аспекты социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни народа" (цитата также из Устава "Алтайдын Чолмоны").

Как бы мы не относились к революционеру Владимиру Ульянову (Ленину), ведь, он был прав, когда говорил, что "газета – это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор". Учреждение национальных газет в революционной России, в том числе и "Кызыл солун табыш" (дословный перевод "Красный новый звук") на алтайском языке – дело его рук, он тогда был председателем Совета народных комиссаров РСФСР, еще не болел, активно выступал по всем направлениям.

Свою организаторскую роль "Алтайдын Чолмоны" показала в годы перестройки, став рупором нового мышления: роста национального самосознания, гармонизации межнациональных отношений, образования республики. Тираж газеты в то время поднялся до 8 тысяч экземпляров. Сегодня газета в полной мере не используется, как площадка для решения насущных проблем алтайского народа, потому и тираж газеты в свое время упал до 1 тысячи 900 экземпляров.

В-седьмых, надо готовиться к празднованию 100-летия "Алтайдын Чолмоны". Для этого в первую очередь надо принять как аксиому, что "Алтайдын Чолмоны" – национальное достояние алтайского народа и признать, что подлинная современная история алтайского народа начинается с газеты "Кызыл солун табыш", основанной в 1922 году. В свое время в редакции газеты работали Лазарь Кокышев, Аржан Адаров, Эркемен Палкин, Борис Укачин, Куугей Телесов, Шатра Шатинов и многие другие, практически вся литературная "братия" Республики Алтай. А литература, как мы знаем, является культурным кодом нации.

Было бы не плохо в честь большого юбилея оцифровать газету со дня образования, обновить оборудование, приобрести автомобиль большой проходимости?..

Судя по высказываниям, прозвучавшим из уст некоторых правительственных чиновников разрешение конфликта в "Алтайдын Чолмоны" – перспектива первого заместителя председателя правительства по внутренней политике, кандидатуру которого еще не нашли и не утвердили... Нам остается пожелать новому первому вице-премьеру ума, чтобы найти преемлемое для всех субъектов конфликта решение и дипломатии, чтобы осуществить его, для того чтобы редакция "Алтайдын Чолмоны" – росла и процветала, а читатели свою газету – любили и подписывались...

Семён Танытпасов

"Алтайдын Чолмоны" – национальное достояние алтайского народа.

Скандал в газете "Алтайдын Чолмоны" принял обороты, подразумевающие фразеологизм "разговор слепого с глухим". Нет диалога не только между сотрудниками редакции и редактором, но и между редакцией и учредителями... Необходимы посредники, которые по принципу равноправия сторон смогли бы выработать "дорожную карту" по их примирению, ради сохранения и развития единственной национальной газеты республиканского масштаба. Все стоят на своем: редакция с учредителей требует отставки главного редактора; главный редактор считает, что коллектив составляют пьяницы, лентяи, националисты, не желающие идти в ногу со временем; один из учредителей газеты – республиканское правительство стало на сторону редактора, мотивируя свои доводы тем, что нынешний главный редактор издания – эффективный менеджер, закрывший кредидорскую задолжность; второй учредитель – республиканский парламент раздвоился: часть депутатов разводят руками: у депутатов, мол, нет полномочий вмешиваться в дела газеты; а часть депутатов намерены вникать в сложившуюся ситуацию, и как-то разруливать, то есть разрешить конфликт…

Любому из вышеизложенных субъектов чтобы выйти из конфликта без репутационной издержки надо искать точку соприкосновения... На мой взгляд, такая точка соприкосновения – это читатели газеты, с их конституционными правами "на получение информации общественно значимых сведений и на свободу мысли и слова через открытое обсуждение в газете общественно значимых проблем жизни республики и ее жителей" (цитата из Устава автономного учреждения Республики Алтай "Редакция газеты "Алтайдын Чолмоны"). В пылу конфликта учредители газеты о своих читателях вообще забыли: читатели не субъект и не объект в разрешении противостояния между редакцией и редактором. Почему-то никто из учредителей, ни коллектив редакции, ни правительство, ни парламент не интерсуются вопросом: почему такой малый тираж у республиканской газеты, почему они не подписывают газету, почему людям не интересна газета, почему у редакции нет обратной связи с читателями, почему мало гонорара и нет командировок?.. Чтобы получить ответы на вышеизложенные вопросы, наверное, следует провести независимый социологический опрос среди читателей газеты? Во-вторых, наверное, следует инспирировать проверку в газете на предмет нарушения финансово-хозяйственной деятельности и трудовых прав, например, контрольно-счетной палатой и республиканской трудовой инспекцией. В-третьих, наверное, следует изучить и сравнить опыт нахождения "Алтайдын Чолмоны" в ранге бюджетной и автономной организации? С середины 2016 года газета является автономным учреждением, а до этого в течении 94 лет была бюджетным учреждением. В-четвертых, некоторые учредители газеты фэйкуют, что в республике не хватает журналистов, пишущих на алтайском языке. На самом деле, это не так, нас не много, но мы есть. Мы – это журналисты, работавшие в "Алтайдын Чолмоны" в конце XX и в начале XXI веков и по каким-то причинам уволившиеся из нее. Про остальных не знаю, но я лично дважды (в 2016 и 2020 годах) немеревался устроиться на работу в "Чолмоны"... В-пятых, если республиканское правительство так ценит главного редактора газеты, наверное, следует ее трудоустроить туда, где бы она чувствовала себя креативно. В-шестых, наверное, учредителям газеты следует убавить аппетит в нарашивании государственного задания в пользу читателей, чтобы они на страницах газеты "открыто обсуждали различные аспекты социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни народа" (цитата также из Устава "Алтайдын Чолмоны"). Как бы мы не относились революционеру Владимиру Ульянову (Ленину), ведь, он был прав, когда говорил, что "газета – это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор". Учреждение национальных газет в революционной России, в том числе и "Кызыл солун табыш" (дословный перевод "Красный новый звук") на алтайском языке – дело его рук, он тогда был председателем Совета народных комиссаров РСФСР, еще не болел, активно

выступал по всем направлениям. Свою организаторскую роль "Алтайдын Чолмоны" показала в годы перестройки, став рупором нового мышления: роста национального самосознания, гармонизации межнациональных отношений, образования республики. Тираж газеты в то время поднялся до 8 тысяч экземпляров. Сегодня газета в полной мере не пользуется, как площадка для решения насущных проблем алтайского народа, потому и тираж газеты в свое время упал до 1 тысячи 900 экземпляров. В-седьмых, надо готовиться к празднованию 100-летия "Алтайдын Чолмоны". Для этого в первую очередь надо принять как аксиому, что "Алтайдын Чолмоны" – национальное достояние алтайского народа и признать, что подлинная современная история алтайского народа начинается с газеты "Кызыл солун табыш", основанной в 1922 году. В свое время в редакции газеты работали Лазарь Кокышев, Аржан Адаров, Эркемен Палкин, Борис Укачин, Куугей Телесов, Шатра Шатинов и многие остальные, практически вся литературная братия Республики Алтай. А литература, как мы знаем, является культурным кодом нации. Было бы не плохо в честь большого юбилея оцифровать газету со дня образования, обновить оборудование, приобрести автомобиль большой проходимости?..

Судя по высказываниям, прозвучавшим из уст некоторых правительственных чиновников разрешение конфликта в "Алтайдын Чолмоны" – перспектива первого заместителя председателя правительства по внутренней политике, кандидатуру которого еще не нашли и не утвердили... Нам остается пожелать новому первому вице-премьеру ума, чтобы найти преемлемое для всех субъектов конфликта решение и дипломатии, чтобы осуществить его, для того чтобы редакция "Алтайдын Чолмоны" – росла и процветала, а читатели свою газету – любили и подписывались...

С.Танытпасов

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (4 голосов)